Ваш город: Не указано

Знакомство с Turbo Pascal

Данная рубрика предназначена для тех, кто желает научиться основам программирования на всем известном языке - Pascal/Delphi. Само программирование способствует повышению уровня Вашей логики, позволит немного выучить английский язык, и, конечно же, в будущем Вы сами лично будете разрабатывать программные приложения любой сложности на компьютере.

Для того, чтобы легче было запомнить новый язык программирования, мы решили все примеры программ, а также их полный код не печатать здесь (в текстовом виде), а высвечивать в картинках.

Ещё один быстрый метод изучения основ программирования - это проговаривать каждое ваше действие, каждую функцию при программировании вслух.

Структура Pascal

Структура программы на Pascal

В самом начале программы всегда ставится ключевое слово program, после чего дается название Вашей программы. Я назвал её Summa.

Запомнить: название программы и переменных не должно:

  1. начинаться с цифры (4Summa)
  2. содержать любые буквы русского алфавита (Sумма)
  3. содержать пробелы (Summa chisel).

Вторая строка описывает тип переменных (красный цвет). В моём случае тип трех переменных (x, y, S) - integer (целое число). Тип переменных может меняться. Но об этом по-позднее.

Далее идет тело программы. Оно располагается между Begin и end. Именно с этого момента должны выполняться какие-либо действия, функции программы. Begin - начало программы. Это одна из строк, после которой точка с запятой не ставится. В конце программы всегда ставится "жирная" точка. Про нее никогда не нужно забывать, иначе Pascal посчитает, что Вы ещё не закончили выполнение программы. Переменные  (я обозначил их синим цветом) позволяют выполнять любые действия в программе. Readln (оператор ввода) позволяет ввести с клавиатуры какое-либо значение (число, текст или символ) и занести его в переменную. Вообще по идее Read, с англ. "читать", позволяет вводить значение через пробел, но если добавить хвостик и написать readln, то ввод значения будет осуществляться через Enter. Точно также и для writeln (write - с англ. "писать"), только данный оператор выводит все результаты программы на экран. Знак ":= " означает присваивание. То есть в моем случае переменная S присвает значение суммы двух переменных - x и y. Но ни коем случае переменная S не может быть равна сумме двух переменных. Почему? Допустим, вначале программы переменная S приравнялась к нулю (S:=0), переменные x и y - два и три (x:=2; y:=3), а затем решили получить сумму x и y и присвоить значение к переменной S:

S:=0;
x:=2;
y:=3;
S:=x+y;

Если вместо переменных подставить числа, то выйдет:

0:=2+3;

Но никак не 0=2+3. Ноль не может быть равен пяти, так как пять больше нуля!

Pascal очень строгий язык в отношении ошибок. Поэтому не отчаивайтесь, если вверху Паскаля высветится какое-либо сообщение. Обычно в этом случае следует обращать внимание на курсор и ошибка находится где-то рядом с курсором.

Итак, перейдем к практике. Если у Вас нет программы, то её можно скачать здесь, разархировать и на рабочем столе создать ярлык, где необходимо будет прописать путь к файлу (TURBO.EXE) и, по желанию, в разделе "Экран" в "Режим" переставить точку на "Полноэкранный" и нажать "ОК".

Запускаем программу и выбираем пункт File>New. Затем переписываем всю основную структуру Паскаля, изображенную на картинке выше. Пробуем её в действии. Если ошибок не допущено, то высветится чёрное окошко, где Вы должны будете ввести любые два числа, а программа найдет их сумму. Если программа работает верно, перейдите в режим редактирования (нажав Enter) и напишите ещё две программы, которые бы находили разность и произведение двух чисел. Для этого достаточно в строке S:=x+y; "+" заменить на "-" или "*"  (без кавычек). В следующей статье речь пойдет о основных функциях Паскаля. Особое внимание будет уделяться практике на Pascal.


                                                                                Следующая статья >>

Опубликовано: 2017-12-04 21:17:31