Основные понятия в Delphi

Итак, давайте раз и навсегда разберемся с основными понятиями в Borland Delphi 7.

Совокупность объектов с определенными свойствами образует класс объектов.

Родительский класс — это класс, который передает все свои свойства остальным классам.

Каждый класс имеет свои методы, которые определяют его поведение. Например, у автомобиля метод — работа двигателя. А вот к свойствам автомобиля могут относиться материал, из чего он сделан (н-р из металла), колеса, двигатель, цвет, размер и т.п.:

Объект Свойства Методы
 автомобиль  из металла  работа двигателя
 колеса
 двигатель
 цвет
 размер

Точно так же и в программировании. К примеру, возьмем кнопку. У нее есть множество свойств: цвет, размер, название, положение и т.п. А вот к методу относятся процедуры и функции.

Объект Свойства Методы
кнопка цвет процедуры
и функции
размер
название
положение

Процедура — обработчик некоторого события (н-р, щелчок указателя мыши на кнопке).

Функция — обработчик события, но в отличие от процедуры возвращается некоторое вычисляемое значение.

В жизни грузовой автомобиль может поднимать и опускать кузов. Так как это действие, значит относится к событию. А вот сам механизм подъемника уже нельзя отнести к действию. Это будет метод, с помощью которого он поднимает груз.

Объект Событие Метод
 грузовой автомобиль  подъем кузова  механизм подъемника

В программировании наблюдается похожая ситуация, когда есть некоторый объект, например та же кнопка. Щелчок указателя мыши — это действие или событие. А вот к методу относится процедура (н-р, close).

Объект Событие Метод
кнопка щелчок указателя мыши процедура close

Сейчас, возможно, понять, что такое объект, событие, процедура и т.п. будет очень сложно. Поэтому попробуем с этим разобраться на практике.

Запускаем программу Borland Delphi 7: Пуск>Все программы>Borland Delphi 7>Delphi 7.

Появилось несколько окон.

Окно Form1 — это уже и есть сама программа (при запуске такой скомпилированной программы, будет появляться пустое окно, с заголовком Form1).

Объект Form1

В это окно можно поместить любые объекты. В Delphi все объекты находятся в верхней части программы. Выберим объект Button и попробуем поставить в наше новое окошко.

Панель объектов

Для этого щелкнем на Button в окне, которое находится вверху, и затем в любом месте другого окна Form1.
Таким образом у нас есть окно в котором располагается кнопка. Но что, если нам нужно изменить свойства окна или свойства кнопки? Специально для этого существует окно, которое находится слева от окна Form1. Для начала выделим кнопку Button1, кликнув на нее. Затем в окне Object Inspector поменяем некоторые значения, согласно следующей таблице:

Свойства объекта Button1  Значения
 Caption  Нажми на меня
 Left  16
 Top  16
Width 89
Height 25

Object Inspector

Вот мы уже и познакомились с некоторыми свойствами кнопки Button1:

Caption — название кнопки.

Left и Top — местоположение кнопки на форме.

Width — длина кнопки.

Height — высота кнопки.

Одним из главных свойств, с помощью которого мы сможем обращаться к определенному объекту — это свойство Name. В нашем случае его значение Button1. Соответственно, если нужно поменять название кнопки, для этого обратимся к нашему объекту Button1 и поменяем значение Caption  на любое другое значение, например Готово:

Button1.Caption:=’Готово’;

Итак, двойным щелчком мыши кликаем на саму кнопку Button1, которую мы переименовали как Нажми на меня. Появляется другое окно Unit1.pas. Это редактор, где мы будем прописывать определенное событие для какого-либо объекта. Программа Delphi — совсем не сложная программа для начинающих, так как она многое делает за программистов. Например, нам не нужно описывать классы, процедуры и т.п. Программа автоматически это уже прописала. Наша задача только дописать событие этому объекту.

Прописываем между строк begin и end следующую строку:

Button1.Caption:=’Готово’;

Редактор кода, где вставляем событие

Таким образом  при нажатии на кнопку Нажми на меня меняется название кнопки на Готово.

Чтобы проверить, как будет выглядеть и работать наша программа, нажмем клавишу F9 или воспользуемся кнопкой Run в верхней части нашей программы, либо выберем пункт Run>Run.

Run

Поздравляем! Наша первая программа успешно работает. Вернемся к исходной теме.

В нашем случае объектом стала кнопка, событием  — изменение названия кнопки благодаря методу (процедуре). Первоначальные свойства кнопки мы меняли в окне Object Inspector, а затем прописали код, с помощью которого наша программа во время работы вновь смогла изменить свойство Caption на совершенно другое значение.

Задания:

  • Наведение указателя мыши на форму — это свойство, событие, процедура или функция?
  • Появление всплывающей подсказки над кнопкой — это свойство, процедура, объект или событие?
  • Написать программу, позволяющую изменить текст «Первоначальное значение» объекта Edit1 при нажатии на кнопку Button1.

<<Предыдущая статья                                     Следующая статья >>

Автор

admin

Программист - техник, разработчик сайтов и программного обеспечения, владелец сервера, администратор сайта "Немного о компьютере..."

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *